chuka_lis (chuka_lis) wrote,
chuka_lis
chuka_lis

Categories:

Размышления об оценочной смертности от испанки

Эпидемиологи договорились считать, что в США от "испанки" , прошедшей тремя волнами в 1918-19 году (весна-осень- весна, полтора- два года) умерло, по их оценочным данным, примерно 675 тысяч человек.
The 1918 influenza pandemic was the most severe pandemic in recent history. It was caused by an H1N1 virus with genes of avian origin. Although there is not universal consensus regarding where the virus originated, it spread worldwide during 1918-1919.  In the United States, it was first identified in military personnel in spring 1918. It is estimated that... The number of deaths was estimated to be ...about 675,000 occurring in the United States.
Есть правда  некоторые мнения, что на самом деле уж слишком внезапно, и можно сказать везде посыпались смерти от испанки, и что эпидемия, возможно, "тлела" в США начиная с 1915 года. Как-то тяжеловаты были гриппозные сезоны 15 и 16 годов. Но мнения, это конечно, мнения, что и говорить.
Бесспорно только, что в 1918 году испанка прилично ударила по США.
При этом, думаю, можно оценить, что в 1918 году смертность от испанки была на пике  примерно 250 человек на 100 тыс населения (в среднем).
Вот, например,  тут  в статье есть комбинированная, "от испанки и пневмонии", все вместе, по США,  рисунок 3с.
Еще можно "вычленить" всю избыточную смертность,в США в те годы, и отнести ее всю как к смертям от испанки, пневмонии и пр, по этому графику
Смотрим:
в  1916 году в США было 2266 смертей в год  (всех, от любых причин) на 100 тыс человек,
в 1917- 2275;
в 1918- 2541 - очевидный " всплеск" смертности, и, таким образом, разница, или вся избыточная смертность по сравнению с предыдущим (не эпидемическим годом) выходит "+266" на 100 тыс.
Далее, в 1919  умирало 2057 на 100 тыс. То есть "-200" (по сравнению с допандемическим 1917м, а уж с 1918 вообще -484),
1920 -2147, или  "-132".  Ну как ни крути, средняя "избыточная смертность" которая, предположительно, вся за счет испанки, в 1918-1919, разве что слегка превышает, а вообще "средняя" , примерно на уровне "обычной"  средней за предыдущие годы (ну там, 1904 год- 2500, 1908-2300, 1912- 2212, этс).
Те, реально "косило" только 1 год, это верно. Если опираться на данные доступной статистики.
 Но если вся избыточная смертность в этот смертоносный 1918  год была +266 человек на 100 тыс населения, и вся она была из-за испанки (пусть так),  а популяция США была 104 млн (округлим те 103 млн с копейками)- то выходит, что  в этот самый тяжелый год,  эпидемии испанки (скорее всего, не будем считать войну и тиф) в США умерло дополнительно  (по сравнению с 1917м, когда не было эпидемии) - 1040Х266 =276 тыс человек.
Это много, это ого-го, но более чем в 2 раза меньше, чем 675 тыс.
 Интересно, да? Всего за год было 276 тыс всех "избыточных" смертей,  а СДС насчитало "оценочно" только от одной испанки- аж 675 тысяч. Ух, хорошо считаем. С размахом.
А может это  еще и 1919 эпидемический туда же, и еще чуть чуть даже и 1920,  с коэффициентом? 
Возможно, хитрым способом, - ведь если глянуть на графики, то там была "отрицательная" избыточная смертность (по сравнению с доэпидемическими годами, с одной стороны- потому что, похоже, эпидемия испанки сошла почти на нет, да и вообще, общая смертность со временем уменьшалась- лучше медицина, экономика, минус война, итп). Закономерно, снижалась и "избыточная" по сравнению с "доэпидемической средней". Как при отрицтаельной избыточной смертности в стране может наблюдаться такой большой прирост, какой был при эпидемии 1918? Да никак.
Ну, возможно, рожали очень много. И пусть все дети - выживали.
Смотрим прирост: определенно, в 1918 году в стране был отрицательный прирост населения -"-0.06%" ( стало меньше на 60 тысяч).
Во все остальные годы- только прирост популяции в США.
1922     110,049,000     1,511,000     1.39%
1921     108,538,000     2,077,000     1.95%
1920     106,461,000     1,947,000     1.86%
1919     104,514,000     1,306,000     1.27%
1918     103,208,000     (60,000)     -0.06%
1917     103,268,000     1,307,000     1.28%
1916     101,961,000     1,415,000     1.41%
1915     100,546,000     1,435,000     1.45%
1914     99,111,000     1,886,000     1.94%
1913     97,225,000     1,890,000     1.98%
 Не было такого уж чрезвычайного всплеска рождаемости, или миграции, чтоб компенсировать аналогичные 1918му потери в 1919 или там 20 году. Примерно "как обычно". Если не сказать ниже.

Year Births1 Rate2
1910 2,777,000 30.1
1915 2,965,000 29.5
1920 2,950,000 27.7
1925 2,909,000 25.1
1930 2,618,000 21.

Потери от испанки были большие, и неравномерные по городам и штатам. Но никак не получается выйти на уровни, пропагандиуремые СДС.
И вот данные по ковиду на 2020, для сравнения. Смертность на 100 тыс населения

New Jersey: 228 per 100,000 people
New York: 206
Massachusetts: 195
Rhode Island: 188
Connecticut: 184
South Dakota: 182
North Dakota: 180
Mississippi: 180
Louisiana: 174
Illinois: 156
Arizona: 149
Pennsylvania: 146
Michigan: 145
итд
-причем эти смерти не "оценочные" , а вполне себе подтвержденные тестами. А про "избыточные" будет видно потом.
Можно ли ставить примерно на одну ступень эти болезни, по тому, как они "ударили" по стране?  Вполне. Все таки, 21 век, медицина шагнула вперед далеко, по сравнению с 1918м когда,  для примера и,  смертность от туберкулеза была 150 человек в год на 100 тыс населения.
Так что наблюдаемая смертность   от ковида и испанки, пока что,  примерно одного порядка.

Tags: грипп, коронавирус, размышления, ссылки, статистика, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments