chuka_lis (chuka_lis) wrote,
chuka_lis
chuka_lis

Category:

База и каркас

Школа дает, на 80% теоретические знания, и немного практических- тот минимум, который она в состоянии дать. Некоторые практические знания могут быть получены на уроках труда, рисования, физкультуры, музыки (пения), лабораторках по таким предметам как физика, химия, биология, или в курсех дисциплин вроде НВП, или ГО,  или ОБЖ итд (что где когда)- но в пределах материального ресурса школ (обычно он не высокий).
Базовые практические знаниия (навыки): арифметика, письмо, чтение - являются основой для дальнейшего  академического "каркаса" из остальных предметов (языковедение, литература, природоведение, история, обществознание, география, краеведиение, алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, информатика, физика, астрономия, химия, биология, правоведение, религиоведение, иностранный язык(и), итд, что где).
Но это и есть изначальная, и исторически основная задача школы- научить детей читать, писать, считать, пользоваться источниками информации (книга, библиотека) и уметь получать и обрабатывать информацию (цель "каркаса" ).
ВУЗ может быть чуть более "практичным"- в зависимости от специальности, потому что тоже не может физически и экономически (и по времени обучения тоже) предоставить в идеальном объеме  практические знания. ВУЗ тоже дает свою "базу", более "высокого" уровня и более специальную: математическую, физическую, технологическую, экономическую., медицинскую, биологическую, геологическую, техническую,  итд. На этой "базе" строится каркас дисциплин ВО, которые происходят из нее и  нужны для понимания и создания цельной картины по общему направлению обучения  и специализации..
На конструкцию мировозрения  с вкраплениями минимально-необохдимых практических навыков, которую даст ВУЗ (которая, на мой взгляд, более общего толка,  и может иметь разное качество, но тут зависит от ВУЗА и специальности), в дальнейшем накладываются практические навыки-умения  или последних лет специализации в ВУЗе, или "практикумов",  производственных практик, дипломных работ, или резидентур-интернатур. Эти практические навыки могут варьировать очнь сильно в зависимости от места работы (практики).  Будущая професия добавит практики еще.
Все это издержки узкой специализации и  неоднородности.  Дивергенция наше все. Потому что она позволяет повысить эффективность (и образования, и труда).
Никто физически и экономически не может себе позволить, чтоб изучать географию Китая,  допустим, поехать в Китай, облазить горы, чтоб ознакомиться с рельефом, померять глубину и скорость течения рек, пересчитать плотность заселения городов, итд. Обходятся уже имеющимися картами,  пособиями и учебниками.
Иностранный язык лучше учить погружением в среду, или хотя бы чтоб ему обучал носитель языка. Может ли это осуществить средняя или высшая школа- нет. Так что, не стоит учить иностранный, раз не выходит идеально? Нет, все равно- стОит.
Потому, образование (и среднее, и вышсее) - оно в какой-то мере- схематичное, более, назову так, теоретическое, и в нем редко что перепроверяется " своими руками",  Но зато оно  формирует основание и каркас,  мировозрение,  базу, на которые будут накладываться в правильных местах практические знания и умения, полученные в дальнейшем.
Вот этот каркас - желательно чтоб соответствовал современным нуждам общества. и тут есть некоторое отставание. не академическое, тут обычно все ок, громоздкости конструкции добавляется регулярно, она растет.
А, наверное, социальное (из-за того, что общество и его потребности развиваются  и меняются быстрее, чем раньше)- на уровне средней шлолы.
Желательны, на мой взгляд, усиления или добавления экономических и правовых дисциплин, ЗОЖ, этики, экологии, риторики или дебатов, оформлений и презентаций. Пусть это будет не на целый год предмет-но пусть  этому все же учат, а не дети освоят это как-то сами, потому что это им нужно и по жизни, и для  школьных проектов, и для поступления в ВУЗ (и дальнейшей учебы там), или при устрйостве на работу (и работы-например, отчеты).
А еще и база среднего образования уже нуждается в некоторой реформе -актуальным базовым навыком становится не полько письмо, но и печатание, умение пользоваться не только книгой, но и компьютером, интернетом, допустим.
Tags: образование, размышления
Subscribe

  • Уверяют, что вторая доза аллергикам будет ок

    На ловца и зверь бежит. Только что написала пост про реакции на прививку, связанные, на мой взгляд, с сенсибилизацией к коронавирусу (скорее всего)-…

  • Вакцина и обмороки

    Нам, когда приходило приглашение на вакцинацию, то предупреждали, да и потом, когда делали прививку, спрашивали- случались ли у нас обмороки от…

  • А был ли Иисус иудеем?

    С одной стороны, вроде бы сомнений в этом нет. А с другой...Ведь в те годы территория входила в состав Римский империи. Тогда выходит, Иисус…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments