July 27th, 2018

dream

Бдительность не помешает

Сегодня попалась на глаза статья, где женщина описывает, что ей от бессонницы прописали Ксанакс, и у нее развилась лекарственная зависимость  от  этого препарата через 3 недели приема согласно рекомендации врача (таблетку на ночь) и инструкции, что превратило ее  жизнь в кошмар.
Ксанакс, как и прочие бензодиазепины (валиум, даизепам, лоразепам, итд) - это препарат, вызывающий лекарственную зависимость у части людей.
Как оказалось, врачи не предупреждают (или не всегда) пациентов о такой потенциальной неприятности. Наверное, их так учат? Что только долговременный прием может быть потенциально опасен.
""I don't remember getting any warnings from doctors as far as addiction or dependence,"
Однако, не  только долговременный  прием этим опасен (хоть смотря что считать, кому и пары недель хватает, а у другого и не случится привыкания).
Сойти с препарата трудно, если сформировалась зависимость, а резко оборвать чревато серьезными неприятностями вплоть до смерти.
Проблема зависимости существует, хотя эпидемиологических исследований не сильно много, но, похоже, это больше проблема пациентов, чем врачей.
""Medical students, residents and even doctors in practice don't recognize the addictive potential of benzodiazepines," she told NBC News. "There's been all this awareness on opioids but very little focus on benzodiazepines and yet people are dying from them."According to data from the National Institute on Drug Abuse, there were 8,791 overdose deaths involving benzos in 2015, up from 1999 when there were 1,135 overdose deaths involving benzos. Between 1996 and 2013, the number of adults filling a benzodiazepine prescription increased by 67 percent, reaching 13.5 million in 2013, according to a study.There is far less awareness of the dangers of benzos, perhaps because of attention over the opioid crisis."
Можно было б сказать- та, подумаешь,  газетная статейка, мало ли что пишут, на самом деле  надумано и раздуто.
Однако, у меня есть  знакомая, пожилая уже нынче женщина, которой врач в США тоже прописал "от тревожности и волнений" диазепам, 30 лет  тому. На месяцок. Спустя этот месяц оказалось, что  сойти с лекарства- не выходит. Ломка. Она не сразу поняла, что  с ней такое, почему так плохо, муж возил в скорую пару раз. Так и выяснилось, что  "просто так"  сойти с диазепама у нее не получится. Начали снижать дозу очень постепенно- поначалу врач хотел в 2 раза, ан нет, все равно ломка. До самой минимальной прописываемой таблетки (части ее), и дозы,  ей пришлось идти несколько лет, а отменить так и не вышло- она и сейчас на препарате, потому что "стоит пропустить- начинает трясти, колотить, мышцы крутит, кидает в жар или холодный пот, дыхания не хватает, давление, сердце, тошнота,  паника, прям помираешь".
Конечно, так, чтоб не убрать зависимость, случается редко у кого, но даже если эта зависимость -схождение с препарата,  на несколько месяцев-лет- зачем такое лечение? После которого надо откачиваться.
Другой моей знакомой, старшекласснице, прописали ксанакс от панических атак, тоже не предупредив о возможности зависимости (ни ее ни маму) Панические атаки, как оказалось, были спровоцированы проблемами со щитовидкой, а с ксанакса ей пришлось сходить 6 месяцев.
 Хотя, некоторые врачи проблему видят, и предлагают решения.  Как сойти, в случае  зависимости, итд.
Да, наверное, в случае делирия бензодиазепины (либракс, хлордиазопоксид)  или как противосудорожные, имеют больше преимуществ, чем  негатива, но для тревожности, бессонницы, невроза лучше найти и убрать причину, чем рисковать выработать лекарственную зависимость (считается, примерно у 10%). С учетом еще того, что примерно у 8% вырабатывается толерантность к препарату,  гораздо быстрее, чем хотелось бы,  при том, что побочки от препарата, увы, никуда при этом не деваются, и нарастают с увеличением дозы (чтоб препарат снова "заработал)". Это обычная картина у лекарств, которын блокируют рецепторы, и, вследствии блокировки, открывают- закрывают ионные каналы. У некоторых людей, впрочем, я думаю, у большинства-  организм старается компенсировать "помеху", это блокирование (которое, обычно, и не сильно селективное), и увеличить количество рецепторов\каналов.  И в тканях мишенях лекарства, и в других, заодно. И процесс идет по нарастающей. При наличии лекарства часть этих рецепторов заблокирована. Временно или более менее постоянно. При отсутствии лекарства- вся эта армада нарощенных рецепторов вообще выводит работу клетки из строя.
Когда это происходит на уровне ткани-органа, вообще не весело становится.
В общем, являются ли препараты диазепам и тп эффективными и безопасными, особенно при пролонгированном применении- вопрос еще тот. С препаратами СИОЗС (прозак, этс)- картина впонле похожая, ток побочек еще больше. Да, попадалось мне, что когда выписывали прозак, ни окаком синдроме отмены не предупреждали.
Если такое лекарство прописывают,  лучше  быть осторожными и  искать,  по возможности, щадящие альтернативы.

зы: примерно на ту ж тему,  (но в целом о препаратах, воздействующих на медиаторные системы) наткнулась на пост врача: https://stannum99.livejournal.com/301415.html - вот ей же ей, похожее мнение.