chuka_lis (chuka_lis) wrote,
chuka_lis
chuka_lis

Практика- критерий истины.

Немного из дискуссии о музыкальном образовании, таланте,  и мотивации.
Авторскую точку зрения понять вполне можно, и даже подкрепить десятками примеров почти аналогичного развития событий из жизни окружающих.
Ребенка родители  подключают к музыкальному образованию порой еще до среднеобразовательной школы (или в первые годы).  Муз. школа требует регулярной практики, домашние задания там вполне приличные, чтобы получать хорошие оценки,  а потом диплом, нужно заниматься,  часто это по несколько часов в день. А заниматься в таком объеме редко кому из детей хочется.  Есть же и другие интересы, кроме музыки (если есть интерес к музыке,  иногда и его нет)
Родители- заставляют,  дети не особо хотят, и делают "из под палки", чтоб отвязались. Или для оценки.
 Где-то уговоромаи,  обрисовываением прекрасных перспектив, где-то обещаниями чего-то классного в награду за старания, где-то угрозами лишения плюшек,  включая и угрозу "дать ремня", старшее поколение мотивирует младшее заниматься в подходящем объеме..
У меня не было возможности учиться играть на пианино, в отличие от подружек, я приходила в гости и  просила, чтоб мне показали, какую-то мелодию, или упражнение, или подбирала музыку (на примитивном уровне, конечно), удивляясь, чего они не хотят играть при возможности (и родительской мотивации).  Мне было в охотку побренкать и час, и два, и три но не давали, ибо выходило за рамки приличия и терпения.
И мне  подружки говорили, что когда немного, то вроде бы и ничего, а когда надо играть гаммы, чтобы разрабатывать кисть, или учить произведение несколько часов,  а произведение может не нравиться, то интерес пропадает.  А иногда руки просто физически- болят.
Наверное, они и уставали,  да и вообще, в нежном возрасте не все дети способны к длительной концентрации внимании на чем то и продолжительным занятиям. А в старшем может расширяться круг интересов и музыка отходить на второй или десятый план.
Особенно если интерес угасает.
А еще ведь были концерты и экзамены, которые потом снились, по их же словам,  как кошмары- что ты  опозоришься на публике, забудешь или сфальшивишь,  или не сдашь, завалишь оценку на экзамене,  разочуаруешь маму, итд. И эти ситуации потом много лет по окончании муз. школы обыгрываются во сне, с просыпаниями в холодном поту.
В результате, после окончания музыкальной школы очень многие не идут далее получать музыкальное образование в музучилище и консерваторию, а вздыхают с облегчением, и  почти не возвращаются к игре на инструменте.
Некоторые спустя время возвращаются, но бывают и случаи когда вообще- нет.
У меня много таких подружек. Немного больше, раза в два, чем тех, кто пошел дальше "по музыке", и если даже не получил "высшего" или специального, то остался с любовью к инструменту.
Для родителей не самая простая задача, определить степень "перегрузки" обучением музыки и даже необходимостью такого.
Так складывается, что родители, исходя из своего жизненного опыта ( а порой может и несбышихся пожеланий юности -детства,  и завышенных ожиданий) стараются научить ребенка тому, что ему может пригодиться в жизни (или что могло бы пригодиться им, а они в свое время упустили шанс или не было возможности).
Например:
"  ты сможешь быть учителем музыки в школе,  или частным учителем, будет заработок если вдруг что не сложится, в другой области,  на крайний случай; ты всегда сможешь поддержать разговор о музыке в приличном обществе, а порой и блеснуть умением,  произвести хорошее впечатление- все будут видеть что ты человек образованный и интеллигентный;  или- музыка развивает мозг и восприятие,  позволяя тебе развиться всесторонне и более полно,  или даже- твой дедушка всегда мечтал чтобы ты играл на скрипке, сам не мог, но стремился,  уважь дедушку и нас, научись, чтобы все мы радовались, или- ты сможешь науить своих детей, тк сам будешь уметь, итд).
Есть, конечно, резоны.
А дети? Дети не всегда их понимают и принимают.
Кроме того, может быть несовпадение интересов, ожиданий и результатов.
Например, были завышенные ожидания у родителей,  посчитали, что их 4-5 летний ребенок может пойти учиться на пианино, и это будет круто,; а еще- раньше начнет,  раньше окончит. И не было индивидуальной программы, которая подходила бы для конкретного ребенка (общая, как у всех, музыкальная школа, или учитель с завышенными ожиданиями тоже). Ребенку трудно и малоинтересно играть долго одно и то же, особенно если, может, не очень получается,. Он понимает что не справляется, но трудиться больше, чтобы догнать и перегнать- ему не хочется, или  не выходит, так вырабатывается и подкрепляется  отсутствие интереса.
В маленькой дозе- здорово и интересно, а в большой, да еще если не особо получается, и строжат, заставляют- наоборот.
Все вместе может дать вполне ожидаемый результат- отторжение.
Но, значит ли это, что ребенок, занимающийся музыкой, олжен заниматься только столько, сколько ему интересно и хочется?
 И родителям не стоит заставлять детей, чтобы не вызвать антипатии к предмету?
Родители знают и понимают, что для того, чтобы получился результат, и тем более успех- одного таланта мало, нужно прикладывать усилия и старания. На это уходят силы и время. часто это больше, чем "хочется".
Ребенок, редко заинтересован прикладывать усилия и старания в желательном родителям объеме.  Уровень ответственности  разный у разных детей. Кто то сознательный, и понимает "надо", а кто-то понмиает только "хочу" или "не хочу".
Наверное, нужно исходить из конкертных ситуаций.  Но, если пускать на самотек (пусть занимается столько  времени, сколько считает нужным, сколько хочет), то есть шанс, что ребенок занятия  сведет к минимуму, не достаточному для его развития, и оставит вовсе.  К этому эффекту "ненасилия над детской личностью" надо быть готовым.
Замечу, что иногда, понимание красоты, сути, необходимости  или значения изучения или практики предмета, приходит не сразу, (как и удовольствие, кстати), а только спустя время и потраченные усилия.  А чтоб этот этап наступил- нужно "распробовать" или потрудиться. Т. е, продолжать действовать, не смотря на "не хочу" и "не интересно" поначалу..
Но тут тоже балланс- ведь этот момент  откровения, истины, может как наступить, так и не наступить.
Конечно, есть дети которые перешагнут эту планку  каждый в своем возрасте- не смотря на труд, у всех разная усидчивость, способности "схватить" и повторить,  запомнить,  и разный слух, что тоже немаловажно.
Вот, Моцрат-   в 3 года уже играл на пианино, он имел абсолютный слух и живой интерес с раннего детства. Ранняя экспозиция, ранний интерес, почти моментальные успехи. Папа играл на скрипке, и  сам был немного композитором, интерес ребенка к музыке яро поддерживал- если не сказать больше.  Все сложилось. Это феномен.
Но не у всех детей музыка вызывает такой же востог и интерес, как у Моцарта, и не все родители одаренных (и не только) детей- музыканты-педагоги.
 А есть дети,  которые начинают осваивать музыкальные инструменты в старшем возрасте.
Есть взрослые, даже и самоучки, достигающие вполне приличных успехов.
Вот мой шеф- уже после 40 выучился играть сначала на губной гармошке, а потом на саксофоне-теноре, и с джаз группой, выступал в ресторанах или на мероприятиях, да и просто собирались и играли,  в свое удовольствие. Это- хобби, помимо основной работы, совсем не музыкальной.
Не Моцарт конечно, хотя свои мелодии тоже писал, и не заставлял никто.  Но, кто его знает, если б начал в 6, мог бы иметь музыкальную карьеру, или, наоборт, с 10 лет понять, что музыка - это не его, утратить интерес и больше к ней не возвращаться? Кто знает..
Так что правильно выбрать момент для начала занятий музыкой, и подобрать оптимальный режим и программу обучения для конкретного ребенка, чтобы подкрепить и усилить его интерес и развить максимально способности- задача не простая.
Но ориентирвоатсья только на возраст или нежелание заниматься, чтобы начинать иил прекращать, тоже неверно.
Кстати, есть мнение- что пусть уж музыкой занимаются те, у кого талант. Кому явно хочется и  кто явно тянется с младых ногтей.
Самомотивация  и интерес, это очень весомые факторы, спору нет.
Но- не попробуешь- не узнаешь. Бывает, способности и талант раскрываются после того, как начал заниматься и приложил определенные старания. И чтобы в человеке увидели способности и талант, ему нужно приложить усилия и потратить время на развитие этого таланта.
Талант- это когда окружение видит, что у тебя получается что-то делать, и получается очень хорошо.
Но есть нюанс- чем больше делаешь, тем лучше получается.
А получается лучше- больше интереса и удовольствия от сделанного, больше уверенность в себе. Хочется делать такое еще.
Касательно муз. образования и таланта- есть исследование.
Учителя музыки, независимо определяли детей "способными и талантливыми" или нет, оценивая их результаты (учеников муз школы, примерно одного возраста и уровня муз образования, играли комиссии  произведение).
Таланты  из группы определили.
"Способные к музыке" и "талантливые"- это были те дети, которые "наиграли" предварительно примерно тысячи часов. Котореы занимались усиленно, и вот да, 2-4 часа в день -  дома. С родительской поддержкой, понятное дело.
Те дети, которые были "не талантливы", наиграли примерно в 10 раз меньше в своей истории.
То есть, то, как были оценены комиссией способности, зависило почти напрямую от того, сколько детьми 9или детьми и родителями) было вложено усилий ранее, в музыкальное образование.
И, ктсати, есть и книги и статьи
https://www.theguardian.com/science/2013/jul/07/can-science-spot-talent-kaufman науч.поп, правило 10 тысяч часов.
 Стоит взять на зметку, чтобы больше понимать, что есть "талант" в практическом выражении..
Tags: музыкальное образование, размышления, талань
Subscribe

  • Инвагинирующий ангиогенез при ковиде

    Первая 3D гистологическая модель "ковидного" сердца создана немецкими учеными, на основе "неинвазивных" данных. Согласно их…

  • Уточнения по ковидным тромбам

    Европейсие ученые считают, что серьезную роль в образовании тромбов при ковиде играет повышенная активность фактора свертываемости крови 12 ( factor…

  • Про аутоантитела при ковиде

    При и после ковида, бывает, появляются аутоиммунные заболевания. Причина, думаю, с одной стороны, в том, что коронавирус умеет в некотором роде, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Инвагинирующий ангиогенез при ковиде

    Первая 3D гистологическая модель "ковидного" сердца создана немецкими учеными, на основе "неинвазивных" данных. Согласно их…

  • Уточнения по ковидным тромбам

    Европейсие ученые считают, что серьезную роль в образовании тромбов при ковиде играет повышенная активность фактора свертываемости крови 12 ( factor…

  • Про аутоантитела при ковиде

    При и после ковида, бывает, появляются аутоиммунные заболевания. Причина, думаю, с одной стороны, в том, что коронавирус умеет в некотором роде, как…